Во всем мире пытаются предсказать, какие потребности в профессиях возникнут в недалеком будущем: есть некоторые национальные подходы, в Международной организации труда есть свои прогнозы.
Уже сегодня профессии становятся все более комплексными, меняется сама суть профессий. На первый план выходят навыки и умения, которые не только позволяют человеку реализовать себя как специалиста в отдельно взятой отрасли, но и при необходимости кардинально изменить сферу своей профессиональной деятельности.
Требования работодателей к навыков и умений работников сегодня таковы, что профессии предусматривают наличие многих умений, которые быстро меняются.
Проблема отставание системы образования от кадровых потребностей реального сектора экономики актуальна почти для всех стран. Скорость изменений в отраслях настолько велика, что пока стандарт подготовки нового специалиста войдет в практику, отрасль уже может свернуться.
В Украине специалисты Государственной службы занятости составили Атлас новых профессий Украины.
Согласно исследованию, более десятка современных специальностей исчезнут после 2020 года: кондукторы, проводники, почтальоны, операторы информбюро, кассиры, тур-менеджеры, переводчики и даже бухгалтеры.
Госслужба занятости прогнозирует появление новых профессий, которые войдут в обиход после 2020 года.
Так, в Украине появятся проектировщики роботов, операторы беспилотников и менеджеры аватаров, архитекторы виртуальной реальности и пилоты автолитакив. А в связи с ухудшением климата и перенаселением земли актуальной станет работа климатолога и фермера-агропоника, которые выращивают растения на небоскребах. Лечить людей начнут наномедикы, генетические консультанты и молекулярные диетологи.
Образование традиционно считается очень консервативной сферой, но развитие технологий меняет представление о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычные подходы к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут очень востребованными.
Во-первых, в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ - онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это открывает новые возможности - ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. А также учатся входить в продуктивные состояния сознания, которые позволяют лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи. Например, состояние потока, когда человек полностью втянута в творческий процесс и не испытывает тревоги по поводу возможного успеха или неудачи.
Во-вторых, новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальной. Больше нет необходимости подстраиваться под общие расписания и пожелания группы - теперь процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его индивидуальных особенностей. Можно выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу.
Расстояние тоже больше не играет роли - курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционной очной образовании, а «электронные наставники» будут направлять учебный процесс и помогать студентам осваивать программу.
Чаще использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет.
Мир меняется так быстро, что люди больше не смогут позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще некоторое время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, становится все более предметной и ориентированной на практику. А это значит, что акцент смещается по теории в реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Кроме этого, развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать.
Эксперты предсказывают, что в ближайшие десятилетия в сфере образования будут активно развиваться такие проф й:
- координатор образовательной онлайн-платформы;
- ментор стартапов;
- модератор;
- игромастер;
- тьютор;
- организатор проектного обучения;
- екопроповидник;
- тренер по майнд-фитнеса;
- разработчик образовательных траекторий;
- игропедагог;
- разработчик инструментов обучения состоянием сознания.